Джон Кейдж
«Лекция о ничто»
Иван Николаев
Алёна Старостина
«театр post» представляет премьеру нового спектакля Дмитрия Волкострелова — первую на отечественной театральной сцене постановку «Лекции о ничто», одного из главных произведений Джона Кейджа.
Эмблематическая для культуры ХХ века фигура выдающегося американского композитора, философа, поэта, художника и мыслителя в России по сей день остаётся знаковой лишь для небольшой части профессионального музыкального сообщества. Между тем междисциплинарное творчество Кейджа универсально и всеобъемлюще, а его идеи оказали влияние на ход развития современного искусства во всём его многообразии — неслучайно духовными наследниками Кейджа называли себя в разные годы музыкант Фрэнк Заппа, художник Роберт Раушенберг, лидер Radiohead Том Йорк и театральный режиссёр Роберт Уилсон.
Пытаясь ответить на вопрос «что есть музыка?», Кейдж существенно расширил наши представления об искусстве как таковом — и о том, где начинаются и кончаются границы каждого из его видов.
«Во-первых, интересно поработать с такой жёсткой структурой, интересно попытаться что-то с ней сделать. Этот текст исполняется в основном музыкантами. И я смотрю это, слушаю и — особенно в англоязычной традиции — начинаю слышать прежде всего ритмическое чтение: люди работают со структурой, а с материалом, из которого эта структура состоит, - нет. А интересно попробовать в этой ритмической структуре осмысленно, подлинно существовать – по крайней мере узнать, существует ли такая возможность.
Во-вторых, этот текст, конечно, совершенно по-разному звучит по-русски и по-английски. Совершенно другие паузы, другая протяжённость фразы - все совсем по-другому. Интересно исследовать возможность создания равноценного произведения на русском языке».